+7 (985) 137-81-22

Что делать, если прорвало батарею отопления?

В МНОГОЭТАЖНОМ ДОМЕ все жильцы сильно зависят от исправной работы общедомовых коммуникаций, к которому относится и система отопления. Следить за исправной работой стояков и радиаторов отопления должна не только Управляющая компания, но и жильцы, поэтому в спорах о протечках ответственность чаще всего ложится именно на собственников.

Если прорвало стояк отопления или батарею на верхних этажах, то горячая вода может хлынуть вниз и затопить сразу несколько квартир. При этом в судебной практике сформировалось разделение зоны ответственности не так, как по другим делам о заливе – запорное устройство здесь не играет существенной роли, как например, в ситуации с прорывом стояка с горячей или холодной водой.

Квартиру залило от прорванной сверху батареи

ЕСЛИ ПРОРВАЛО БАТАРЕЮ В КВАРТИРЕ, кто несёт ответственность, и кто обязан компенсировать причинённый ущерб? В первую очередь Вам нужно будет установить, по чьей вине произошла авария.

Вариантов здесь может быть несколько – это либо ответственность жильцов, либо коммунальщиков – Управляющей компании, Фонда капремонта или Застройщика, допустившего ошибки при строительстве.

Виновник - Управляющая организация

В силу того, что Управляющая компания заключает соглашение с каждым собственником квартиры, она обязана следить за состоянием труб отопления и отвечать за причинённый ущерб. Дважды в год, в начале и в конце отопительного сезона, сотрудники УК обязаны проводить плановое обследование отопительной системы в каждой квартире.

После проведения такой проверки собственник жилья должен получать на руки соответствующий акт. Если владелец помещения специально не впускает сантехника в свою квартиру, то его действия будут приравнены к ненадлежащему использованию коммуникаций. Отказ предоставить доступ также актируется, а при возникновении прорыва труб вся вина ложится на данного гражданина.

Вина Управляющей компании будет безусловной только в том случае, если протечёт участок системы отопления, который отвечает за обслуживание (обогрев) более одного жилого помещения - например, стояк, проходящий сквозь квартиру, а радиатор к такому имуществу уже не относится, что в своё время, подтвердил Минстрой в Письме от 1 апреля 2016 г. № 9506-АЧ/04 и что укоренилось в судебной практике после принятия Верховным судом аналогичных постановлений.

Виновник – сосед сверху

Он отвечает за причинённый ущерб, если вмешался в общедомовую систему отопления, что вызвало аварийную ситуацию. Кроме этого, соседи обязаны следить за радиаторами и трубами отопления, находящимися в квартире.

Если оборудование неисправно и есть предпосылки для аварии, они обязаны вызвать сантехника обслуживающей организации. Сделать это необходимо путём официального оформления заявки, которая регистрируется и назначается дата ремонтных работ. После выполнения работ собственник квартиры подписывает акт приёмки и получает на руки второй экземпляр.

Если эти условия будут соблюдены, то в случае внезапной аварии вся ответственность будет переложена на сотрудников Управляющей компании, проводивших ремонтные работы, но в пределах гарантийного срока, который на инженерное оборудование составляет от одного года до трёх лет.

Каждый владелец жилья обязан за свой счёт ремонтировать те приборы, которые не работают по его вине. Пример тому - смеситель воды или бачок унитаза. Если сосед сверху начал менять сантехоборудование без согласования с УК, то за залив квартиры снизу он будет отвечать самостоятельно.

Виновник – жилец муниципальной квартиры

Ответственность за проведение текущего ремонта и содержания внутриквартирных систем водоотведения и отопления также возлагается на пользователя, который проживает в квартире по договору социального найма. Такой ремонт не включает в себя замену труб, эти работы проводятся при капитальном ремонте, который выполняется владельцем жилого помещения – Муниципалитетом.

Жильё может находиться в собственности публичных образований или организаций, предоставляющих квартиру по договору социального найма. К публичному образованию относится муниципалитет, на который возлагается ответственность за проведение ремонта квартиры, как на обладающего полными правами собственника. Он обращается в Управляющую компанию дома для проведения ремонта с последующей оплатой выполненных работ.

Когда наниматель несёт ответственность за причинение ущерба при проживании в муниципальной квартире? Ответственный квартиросъёмщик (это официальный термин) несёт полную ответственность за причинение ущерба, также как и обладает правами такой ущерб взыскать, если залили его квартиру. При этом, он будет нести ответственность, если:

  • несвоевременно вызвал мастера при возникновении аварии стояка или батареи отопления;

  • неосторожно обращался с системой отопления и допустил протечку;

  • самостоятельно занимался ремонтом и заменой труб, не оповещая представителя компании, управляющей конкретным домом

  • незаконно установил отопление на лоджии или балконе, что привело к затоплению.

Виновник – иное лицо

Систему отопления могли ремонтировать знакомые сантехники собственника квартиры. В таком случае нести ответственность за их работу будет жилец помещения. Если же ремонтом занимался неопытный сантехник УК, то владелец жилья должен будет собрать соответствующие доказательства, чтобы снять с себя вину. Поэтому все заявки в адрес Управляющей компании должны оформляться в письменном виде.

На монтажные и строительные работы также существует гарантия, как и на оборудование. За некачественно выполненный монтаж подрядчик должен нести ответственность. Общий гарантийный срок на работы составляет от одного года до трёх лет.

Данные условия должны быть прописаны в договоре. Если официальный документ не оформлялся, необходимо искать свидетелей, которые подтвердят причастность конкретных лиц к установке и последующей протечке радиатора.

Если дом является новым, на инженерное оборудование также действуют гарантийные сроки, которые составляют три календарных года с момента приёмки квартиры владельцем (важно, что не с даты постройки).

В пределах этого времени Застройщик несёт ответственность перед пострадавшими лицами из-за аварий в системе отопления. Наиболее часто протечкам подвержены трассы отопления, проложенные в стяжке или в штукатурке, когда причиной в большинстве случаев является некачественный монтаж, так как на самих материалах скрытых коммуникаций Застройщик старается не экономить.

Авария может ещё произойти по причине заводского брака радиатора, труб, запорных или регулировочных устройств, а также приборов учёта теплоэнергии или воды. В этих случаях ответственность будет полностью лежать на производителе, но только при условии сохранения чеков и квитанций на покупку изделия и документов, подтверждающих дату монтажа и качественное выполнение данных работ.

По каким причинам может протечь отопление

КАЖДОЕ ЛЕТО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ обязана проводить плановую проверку системы отопления - опрессовку. Все жильцы должны быть предупреждены об этом за трое суток до начала мероприятий.

Опрессовка заключается в том, что через трубы отопления под большим давлением прогоняется холодная (иногда и горячая) вода. Желательно, чтобы во время проверки в каждой квартире находился взрослый человек.

Если батареи или трубы в каком-то месте были изношены, велика вероятность, что они лопнут или протекут. Заметивший это жилец должен незамедлительно обратиться к сантехнику Управляющей компании.

Он должен до начала отопительного сезона произвести замену вышедшего из строя оборудования за счёт денег УК, которая при этом, будет отвечать за последствия залива.

Система отопления любого жилого помещения включает в себя:

  • стояк, который находится в санузлах и комнатах, через который вода поступает на верхний этаж, а затем вниз в «обратку», из которой вода уже направляется в каждую из квартир;

  • соединения между основной трубой и «обраткой», а также между батареями;

  • радиаторы отопления, которые могут быть алюминиевыми, медными, чугунными, стальными и биметаллическими;

  • задвижки и краны, устройства для стравливания воздуха;

  • регуляторы температуры и давления;

  • счётчики учёта тепловой энергии.

Разрыв батареи, с его катастрофическими последствиями, может возникнуть в любое время дня и ночи. Причиной протечки может стать неправильно установленные трубы или приборы отопления, вышедшее из строя и не подлежащее эксплуатации оборудование или же прорыв труб или радиатора во время плановых проверок представителями УК.

Случается, что радиаторы прорывает и летом, поэтому ни одну из перечисленных причин нельзя назвать наиболее вероятной, но чаще всего, это, безусловно, гидроудар.

При прорыве батареи, затоплении соседей и причинении вреда своей квартире необходимо зафиксировать масштаб ущерба и пригласить сотрудников Управляющей организации для установления причины аварии.

Если протечка находится в зоне ответственности Управляющей компании, но она начинает обвинять Вас и пытаться переложить ответственность, Вы можете подать исковое заявление в суд, предварительно проведя строительно-техническую экспертизу по определению причины протечки из системы отопления.

Как определить виновника

ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА при затоплении квартиры в результате прорыва труб или радиаторов отопления возлагается на виновных лиц, если жильё не застраховано.

Важно предложить им решить вопрос мирным путём и компенсировать убытки добровольно, через заключение соответствующего соглашения. В случае отказа от компенсации ущерба или выполнения ремонта, вопрос передаётся на разрешение в судебном порядке.

Чтобы установить, кто будет отвечать за протечку батареи отопления и причинённый ущерб, следует ознакомиться с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждёнными Постановлением Правительства РФ № 491. В данном нормативном акте указано, что расположенные в доме водопроводные и тепловые сети относятся к общедомовому имуществу.

Чтобы это имущество бесперебойно функционировало, собственники квартир регулярно выплачивают на счёт УК установленную договором сумму. В результате сотрудники обслуживающей организации берут на себя обязанности по обслуживанию стояков и всей отопительной системы.

Причем, Правилами содержания общего имущества, а именно – пунктом 6, установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Из пункта 6 Правил следует, что Управляющая компания несёт ответственность за всю внутридомовую систему отопления, которая представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Однако это не так, «освободило» Управляющую от ответственности само же государство – мы помним, как Верховный суд в своём Постановлении от 22 сентября 2009 года № ГКПИ09-725 переложил ответственность за радиаторы, краны и трубы отопления на жильцов квартиры, а Минстрой в своём Письме от 1 апреля 2016 г. № 9506-АЧ/04, о котором шла речь выше, данное правило затвердил.

Поэтому Управляющая компания будет вынуждена возмещать причинённый ущерб только в том случае, если радиатор отопления или стояк не был своевременно отремонтирован, несмотря на жалобы жильцов.

При этом, в зоне безусловной ответственности Управляющей компании находятся стояки отопления, которые проходят через всё помещение, на которых отсутствуют сгоны (отводы) на внутриквартирную систему отопления.

Если доказать вину сотрудников УК не получается, и они категорически отказываются признать свою причастность к протечке, необходимо привлечь к делу независимого эксперта. Он проанализирует ситуацию, изучит повреждённые элементы отопительной системы и сделает свой вывод. Если виновником окажется сосед сверху, то придётся предъявлять претензию к нему.

В некоторых случаях ответчиком по делу о заливе будет компания, которая отвечает за качественный монтаж отопительной системы – Застройщик, если дом ещё на гарантии, либо подрядная организация, с которой у собственника заключён договор на установку радиаторов отопления.

Также можно предъявить свои претензии продавцу или производителю, который продал некачественный товар. Здесь работает Закон о защите прав потребителей. Для того, чтобы взыскать ущерб за лопнувший на гарантии радиатор, трубу и запорное устройство, необходимо сохранить документы о покупке – чек с перечнем покупок, если они совершались в строительном гипермаркете или товарный чек, если оборудование закупалось в простом строительном магазине.

Часто замену труб и радиаторов производит Региональный оператор в рамках программы капитального ремонта – он же Фонд капремонта. Чтобы доказать вину Фонда запросите в Управляющей компании сведения о датах, когда осуществлялся фактический монтаж радиаторов, запорных устройств и стояков.

Что предпринять после залива из системы отопления

ЕСЛИ В ВАШЕЙ КВАРТИРЕ прорвало стояк или радиатор отопления зимой, то температура воды в нём может колебаться от 55 до 70 градусов по Цельсию. Бросаться на него с тряпками, пытаться чем-то обмотать или заткнуть, нельзя, это грозит серьёзными ожогами.

Незамедлительно вызывайте аварийную бригаду из Управляющей компании и диспетчерской службы, затем пишите заявление в УК о протечке батареи для составления Акта о заливе.

До приезда сотрудников обслуживающей организации попытайтесь спасти документы, ценные вещи, мебель, технику и иное имущество. Как только авария будет ликвидирована, приступайте к фиксации причинённого ущерба.

Сделайте фото – и видео съёмку разрыва коммуникаций отопления, повреждённого имущества и самой квартиры, в противном случае будет сложнее доказать, что залив произошёл не по вине жильца. Парадоксально, но многие потерпевшие в момент протечки, находясь в состоянии сильного стресса, забывают об этом простом правиле.

После приезда представителя Управляющей компании в его присутствии официально зафиксируйте произошедшее путём составления Акта о залитии – это обязанность УК.

После получения Акта (можно и на этапе его оформления) необходимо пригласить независимого оценщика, который зафиксирует причинённый ущерб и подготовит оценочное заключение о величине ущерба отделке и движимому имуществу в пострадавшем от залива помещении. Обязательно пригласите на оценку виновника залива, направив в его адрес письменное уведомление или телеграмму.

Помощь юриста после залива квартиры

ЕСЛИ ВАШЕ ИМУЩЕСТВО ЗАЛИЛО КИПЯТКОМ после разрыва радиатора, стояка или лежака (официальный термин) отопления, либо Вас обвиняют в образовании залива находящейся снизу квартиры, потребуется помощь профессиональных экспертов, оценщиков и юристов.

В Центре помощи при заливах «Госправо» Вы можете получить консультацию всех специалистов в одном месте – на Ваши вопросы ответит адвокат, специализирующийся непосредственно на заливах, строительно-технический эксперт, который поможет разобраться с причинами протечки, а также оценщик, к помощи которого необходимо будет прибегнуть для расчёта стоимости убытков от затопления.

Связаться с юристами, оценщиками и техническими экспертами Центра по заливам можно по телефону +79851378122, мессенджерам Whatsapp и Telegram, а также в социальной сети ВКонтакте.



Возврат к списку