+7 (985) 137-81-22

Страховая не выплачивает деньги по заливу

МНОГИЕ СОБСТВЕННИКИ КВАРТИР в многоквартирных домах сегодня страхуют помещение и находящееся в нём имущество от залива. Это придаёт им уверенность в том, что, если затопили соседи, Управляющая компания или другие виновники и произошёл страховой случай, то все расходы по ремонту квартиры и замене мебели/техники будут выплачены страховой компанией (СК).

Кроме того, собственники недвижимого имущества страхуют и свою гражданскую ответственность - если они по каким-то причинам затопят соседей снизу, то страховка покроет расходы по дорогостоящему ремонту квартиры, особенно при больших заливах от протечки радиаторов отопления или из канализации.

Если сумма ущерба большая, а страховая компания видит, что взыскать её с виновного лица (к кому у неё появится право обращаться) будет трудно, она будет всячески стараться или уменьшить выплату, или вообще отказать страхователю в возмещении под различными предлогами.

По этой причине страхователю часто приходится обращаться за возмещением своих убытков в суд. Что делать, чтобы все указанные в договоре деньги выплатила страховая после залива?

Делимся опытом в данной статье и рекомендуем придерживаться нижеизложенного порядка действий при заливе помещения, чтобы минимизировать причинённый ущерб, а также взыскать страховое возмещение в полном объёме.

Подписывайтесь на нас ВКонтакте, изучайте экспертную и судебную практику, получайте бесплатные рекомендации по перспективам решения своего спора о заливе (привилегия наших подписчиков).

Сроки выплаты компенсации

ПОЛУЧИТЬ СУММУ БО`ЛЬШУЮ, чем обозначено в договоре (лимит ответственности страховщика), Вы не сможете. Но даже на эти деньги не всегда можно рассчитывать. Очень часто владельцы пострадавшего от залива жилья сталкиваются с сознательным занижением страховой выплаты.

Для этого СК исключает из списка некоторые повреждённые вещи или занижает их стоимость, что особенно актуально при множественном заливе товара в магазине.

Если сумма, указанная в страховке, покрывает все расходы, то необходимо принять меры для её истребования, вплоть до обращения в судебные органы. В некоторых случаях получить недостающие деньги с виновной стороны удаётся путём заключения мирового соглашения, но чаще всего - это суд.

Будьте готовы к продолжительному спору и необходимости вкладывать свои деньги в ремонт, особенно в экстренных случаях - например, при протечке канализации или кровли во время дождя или таяния снега.

Если произошёл залив квартиры и страховой случай зафиксирован, то в СК нужно направить письменную претензию. Получив на руки претензию и отчёт об оценке, страховщик может согласиться с выплатой, т.к. взыскать её потом можно будет в порядке суброгации с виновной стороны.

В каком случае страховая может отказать в выплате?

ДАЖЕ ЕСЛИ В СТРАХОВОЙ ПОЛИС ВКЛЮЧЕНО такое событие, как залив квартиры Соседями, Управляющей компанией, Фондом капремонта, Застройщиком или иными лицами, страховая не выплачивает деньги в большинстве случаев по причине нарушения страхователем процедуры обращения.

В первую очередь, отказ Вы можете получить, если были неправильно оформлены нужные документы. Это относится к заполнению Акта, составленного УК после залива помещения. СК может не понравиться отсутствие в документе конкретной причины залива и виновных в этом лиц. Могут ещё придраться к тому, что не совсем точно или подробно перечислены повреждённые предметы.

Практически гарантированно страховщик по формальным причинам откажет в выплате денег за страховой случай при заливе квартиры, если Вы несвоевременно отправили ему уведомление о произошедшем происшествии.

Если же страховая не согласна с суммой, которую потерпевший требует компенсировать, то она вправе заказать самостоятельную оценку или оформить рецензию на экспертный отчёт. Если Вы можете исправить допущенные ошибки, то это нужно сделать как можно быстрее и отправить заполненные документы в СК заново.

Когда есть уверенность, что действия страховщика не соответствуют договору или нормам законодательства, направляйте в СК досудебную претензию.

Порядок действий по взысканию денег со страховой компании

ЧТОБЫ СК ВЫПЛАТИЛА ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ДОГОВОРОМ ДЕНЬГИ, необходимо пройти несколько обязательных и последовательных шагов. На трёх первых этапах остановимся вкратце, т.к. подробно им посвящены наши отдельные материалы в статьях "Как составить Акт по заливу", "Оценка ущерба после залива" и "Уведомление виновника залива о происшествия".

Шаг 1. Вызов представителей УК для составления Акта о заливе

В первую очередь, после того как будут предприняты меры по устранению причины аварии, собственник обязан сообщить о заливе в Управляющую компанию (УК), обслуживающую многоквартирный дом.

В соответствие с п. 152 Постановления Правительства РФ № 354, в течение 12-ти часов после фиксации залива УК обязана составить и выдать Акт. Его форма есть у каждой УК, как правило, сильно они не отличаются.

Нужно сделать всё возможное, чтобы этот документ был составлен правильно. Если в Акте будут ошибки, то СК может отказать в выплате. Даже через суд в этом случае Вы вряд ли сможете взыскать деньги.

Если же УК отказывается составить Акт или затягивает время, направьте ей письменное уведомление о заливе. В нём нужно указать дату проведения осмотра. Если представитель УК не явится для проведения осмотра повреждённого жилья, то лучше составить акт самостоятельно и обратиться с жалобой в жилищную комиссию.

Часто складывается ситуация, когда установить источник протечки и правильно его зафиксировать собственники не в состоянии, в этом случае необходимо проведение профессиональной строительно-технической экспертизы.

Если через 10-15 дней появились дополнительные следы затопления, то, возможно, придётся ещё раз вызывать представителей УК и составлять повторный акт (акт дефектовки повреждений), который позволит более объективно определить сумму ущерба.

Шаг 2. Оценка ущерба от залива

Если отложенных последствий залива со временем ожидать не приходится и повреждения настолько существенные, что пострадало буквально всё, закажите проведение независимой оценки пострадавшего имущества.

Оценщик должен будет перечислить в своём заключении пришедшее в негодность или утратившее свои первоначальные характеристики имущество и отразить общую сумму ущерба в виде стоимости ремонта, закупки материалов, пострадавшей мебели и техники, устранения плесени и грибка.

Шаг 3. Уведомление страховой компании

Это нужно сделать не позднее срока, который был указан в заключенном с СК договоре. Как правило, это 3-5 рабочих дней после произошедшего события.

По этой причине лучше сразу выслать уведомление одновременно в эксплуатирующую многоквартирный дом организацию (всем заинтересованным лицам) и в страховую компанию.

В том случае, если Ваша квартира не застрахована, а сосед сверху застраховал ответственность виновника, то обратиться с уведомлением к страховщику должен будет он.

Но в этом случае готовьтесь, что после выплаты возмещения у Страховщика появляется право обратиться к виновнику с суброгацией (требованием о перечислении денег за полученную потерпевшим компенсацию).

Шаг 4. Подготовка и подача в страховую компанию заявления о выплате

Взыскание страхового возмещения через Страховую компанию начинается с подачи заявления, форма которого законом не регламентирована, но у страховщика могут быть разработаны собственные типовые заявления, к которому необходимо приложить:

  • договор со страховой компанией;

  • выписку из Единого госреестра недвижимости, договор найма или иные документы, подтверждающие права владения или пользования квартирой;

  • квитанцию об уплате страховых взносов (они же - страховая премия);

  • документ, подтверждающий личность страхователя;

  • составленный УК или самим потерпевшим Акт осмотра квартиры;

  • заключение эксперта по размеру убытков (оценка после залива);

  • заключение эксперта по виновнику залива и причинам протечки;

  • заключение эксперта по ущербу электрике в квартире;

  • другие документы, которые были предусмотрены договором о страховании.

Приняв к рассмотрению заявление, представитель СК должен будет разобраться с суммой ущерба и оценить его. За основу он может взять оценку залива от независимых экспертов.

Шаг 5. Подготовка и направление в СК досудебной претензии

Если Вы затопили соседей, а страховая в рамках застрахованной ответственности отказывает в выплате или сознательно занижает сумму возмещения, то подготовьте самостоятельно, а лучше с помощью юриста, претензию с требованиями о полном возмещении, рассчитанным независимой экспертизой.

Вместе с претензией отправьте копию составленного независимым экспертом оценочного отчёта. В своём страховом договоре найдите срок, в течение которого СК обязана дать ответ.

Обычно он не превышает 5-10 дней. Если по истечении этого срока ответ не получен, либо предоставлен отрицательный ответ, приступайте к подготовке документов в суд.

Обращение к финансовому уполномоченному

Для этого потребуется, в соответствии с ФЗ №123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», написать обращение на имя финансового уполномоченного (ФУ) и отправить его через личный кабинет или по почте.

Если Вы не допустили серьёзных нарушений при обращении в СК, а отказ был явно необоснованным, то есть шанс выиграть процесс без суда (в теории).

У ФУ по закону есть 15-ть рабочих дней для рассмотрения жалобы потребителя. Вызывать стороны при рассмотрении вопроса финансовый уполномоченный не будет, поэтому к жалобе на решение СК приложите копии всех документов, в том числе Вашу претензию и отказ в её удовлетворении.

СК должна выполнить решение в указанный в документе срок или обжаловать его в суде в течение 10-ти рабочих дней. Если этого по каким-то причинам не произошло, то потерпевший может получить в службе финансовых уполномоченных удостоверение, которое будет иметь статус исполнительного документа.

Если Финансовый омбудсмен (уполномоченный) вынес не устраивающее решение, то у Вас есть 30-ть дней, чтобы направить иск в суд, но не на решение этого должностного лица, а непосредственно на действия страховой компании (что, учитывая отзывы о деятельности ФУ, чаще всего и происходит).

Шаг 6. Обращение с иском на страховую компанию в суд

Выплата страховки за залитие взыскивается через мировой суд, если сумма иска не превышает 50 тысяч рублей. Во всех остальных случаях обращаться нужно будет по выбору потребителя услуги в районный суд по месту своего жительства, по месту заключения договора или по месту нахождения ответчика (подсудность по выбору Истца допускает Закон о защите прав потребителей).

Кроме самой страховой суммы, Вы можете взыскать с СК неустойку, штраф в размере 50 % от присужденной суммы, а также компенсацию морального вреда.

Штраф можно получить в случае, если страховщик отказался выплачивать деньги или не ответил на Вашу претензию. Получить за залив квартиры страховку можно в течение 24 месяцев с того момента, как стало известно о нарушении прав.

Важно правильно составить исковое заявление, чтобы суд его не оставил без рассмотрения или не отправил обратно заинтересованному лицу. По этой причине лучше сразу доверить его подготовку квалифицированному юристу.

К иску в качестве доказательств нужно приложить все имеющие отношение к делу документы, а также квитанцию об оплате госпошлины при превышении суммы страховки на более чем 1 млн. рублей (всё, что более миллиона, облагается госпошлиной).

При рассмотрении спора со страховой компанией необходимо учитывать, что у неё сильная профессиональная юридическая служба. Её юристы очень часто защищают интересы компании в разных судах, поэтому у них хорошие отношения с судьями и их помощниками.

С большой долей вероятности, чтобы снять с себя ответственность, СК будет заказывать проведение судебной экспертизы. Служб судебных экспертов не так много, поэтому юристы страховой компании также хорошо знакомы и с судебными экспертами.

Всё это повышает риски проиграть дело или получить снижение запрашиваемой суммы ущерба. Если слабо подготовиться к процессу, риск проиграть дело многократно возрастает, по сравнению со спорами по заливу с соседями или же с Управляющей компанией (где не такие профессиональные защитники).

Вот почему для участия в деле, особенно если оно сложное или спорное, лучше сразу пригласить в качестве своего представителя квалифицированного юриста по заливам, имеющего опыт по взысканию страховых взносов.

Ваши требования в суде могут рассматриваться в течение года, в зависимости от загруженности суда, сложности дела, необходимости проведения дополнительной судебной экспертизы. Суд после допроса свидетелей, изучения материалов дела, заслушивания мнения сторон, выносит решение в совещательной комнате.

Шаг 7. Подача заявления о выдаче исполнительного листа и предъявление его к взысканию

Если страховая компания не обжаловала решение суда в апелляционной инстанции и одновременно отказывается его выполнять добровольно, Вам необходимо обратиться в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа. С этим документом можно будет направиться в банк, в котором находится расчётный счёт СК, или же в службу судебных приставов.

Найти информацию о банковских счетах СК Вы можете в налоговом органе, на территории которого обслуживается страховщик, направив туда письменный запрос вместе с заверенной в суде копией исполнительного листа (главное – не отправьте случайно оригинал).

Закажите комплексные услуги профессиональных юристов, экспертов и оценщиков по заливам с оплатой по результату и получите компенсацию в максимально короткие сроки!



Возврат к списку