+7 (985) 137-81-22

Затопило квартиру по вине застройщика - претензии

ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ЗАСТРОЙЩИКИ, как начинающие, так и крупные, при возведении многоэтажных домов пытаются сэкономить на оборудовании и материалах, используя дешёвые и низкокачественные. А чтобы уложиться в предусмотренные проектом сроки строительства, они нарушают технологии и принятые стандарты безопасности.

В результате такой халтуры будущий собственник квартиры рискует в любое время пострадать от залива помещения с чердака при сильном ливне. Вода может попасть в квартиру и через плохо загерметизированные межблочные швы кровли, а также в результате прорыва труб отопительной или водопроводной системы, расположенных в техническом помещении.

Если Вы столкнулись с подобной ситуацией, важно своевременно выявить виновника залива и предпринять шаги к взысканию полученного материального ущерба после его независимой оценки.

Причины залива квартиры по вине Застройщика

ВИНОВНИКОМ ЗАЛИВА может быть Управляющая организация (УК), Фонд капремонта (ФКР) или же Застройщик, который некачественно возводил строение. Поэтому первую очередь необходимо обнаружить источник протечки, а затем установить, в чьей зоне ответственности он находится. От этого будет зависеть сбор и подтверждение доказательств, а затем предъявление претензий по результатам залива.

Чаще всего по вине Застройщика заливы квартиры происходят по причине:

1. Попадания воды в квартиру через плохо загерметизированную крышу, через балкон, через окна, межпанельные швы или чердачное помещение в результате нарушения строительных норм при проведении фасадных и кровельных работ.

2. Прорывов труб горячего, холодного водоснабжения или отопления (стояков или радиаторов), канализационных стояков в результате монтажа некачественных коммуникаций.

Как предъявлять претензии Застройщику?

ЕСЛИ ВЫ ЯВЛЯЕТЕСЬ ДОЛЬЩИКОМ и подписали с Застройщиком договор долевого участия (ДДУ), помните, что в соответствии с ФЗ № 214-ФЗ «О долевом строительстве» (п.п. 5 и 5.1) при покупке квартиры в новостройке Застройщик гарантирует бесперебойную работу технологического оборудования в течение 3-х лет.

Общий гарантийный срок на всё здание не может быть менее пяти лет с момента подписания сторонами передаточного акта. В течение этого времени Застройщик берёт на себя ответственность и обязательства по ремонту неисправного оборудования. У Вас же есть возможность обратиться к нему с письменной претензией в течение гарантийного срока.

Причинами залива могут быть также виновные действия со стороны собственника вышерасположенной квартиры, который, к примеру, забыл выключить кран водопровода или самовольно врезался в систему отопления, нарушив её герметичность.

Виновником залива также может быть и подрядная организация, выполнявшая ремонтные работы в соседней квартире, либо Фонд капремонта, который менял в доме коммуникации. Нередко протечки в новостройке появляются по причине ненадлежащего управления общедомовым имуществом со стороны УК или ТСЖ.

Как установить причину и виновника залива?

СПОРЫ О ЗАЛИВАХ КВАРТИР в новостройках непростые, сложно быстро установить причину происшествия и виновное лицо. Сделать это без привлечения специалистов часто невозможно, ведь застройщик обладает штатом опытных юристов, которые помогают ему избежать ответственности.

До подачи претензии целесообразно обратиться за помощью к независимым экспертам. Если Вы этого не сделаете, то после обращения в суд судья может назначить судебную экспертизу - более дорогостоящую и непредсказуемую.

Если эксперт примет решение, что залив произошёл по причине строительных дефектов, то обращаться с претензиями следует к Застройщику, который отвечает за все неисправности коммуникаций, находящихся и перед запорным устройством, и за ним, т.е. в Вашей квартире.

Застройщик не будет отвечать за залив помещения во время гарантийного срока обслуживания здания в тех случаях, когда сможет доказать, что авария произошла по причине ошибок в процессе эксплуатации, в результате некачественно проведённого ремонта или нарушения правил монтажа счётчиков учёта воды со стороны сантехников УК, а граница между этой ответственностью очень тонкая. Нередко Застройщик и УК перекладывает вину за залив друг на друга.

Возможные разногласия между Застройщиками и Дольщиками, возникшие в процессе передачи объекта долевого строительства в период с 25 марта по 31 декабря 2022 года должны разрешаться в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ № 442, изданного 23.03.2022. Для этого следует привлекать в качестве посредников экспертов, находящихся в списках национальных реестров НОПРИЗ или НОСТРОЙ (наши эксперты в них состоят).

В обязательном порядке Дольщик, предъявляющий претензии к Застройщику на недостатки в строительстве, обязан пустить представителя этой компании в свою квартиру для устранения возникших дефектов. Поэтому без досудебного урегулирования спора по качеству строительно-монтажных и отделочных работ и без оформления соответствующих документов будет сложно взыскать в суде денежную компенсацию за повреждённое имущество.

Такая экспертиза будет особенно актуальной в тех случаях, если заливы происходят в результате течи в трубах, зашитых в стяжку пола, в стены или же под потолком помещения. Вода может подкапывать в течение нескольких месяцев или даже лет, создавая в квартире постоянную влажность, которая способствует появления грибка или плесени.

Какие вопросы поставить перед экспертом?

ЧТОБЫ ПОСТАВИТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ и понятные в сложившихся обстоятельствах вопросы, которые не предполагают двусмысленных ответов, лучше сразу воспользоваться помощью опытного юриста по заливам.

Если помещение, в котором Вы проживаете, к примеру, залило после некачественно возведённой или отремонтированной крыши, то перед экспертом следует поставить несколько основных вопросов:

  • В каком месте произошёл залив помещения, является ли причиной залива квартиры протечка с кровли?

  • Насколько устройство кровли соответствует строительным нормам и действующим стандартам, имеет ли дефекты, которые привели к заливу?

Какие требования можно выдвинуть застройщику?

ЕСЛИ ИМУЩЕСТВУ БЫЛ НАНЕСЁН РЕАЛЬНЫЙ УЩЕРБ, то в пределах гарантийного срока обслуживания дома Вы вправе предъявить к Застройщику требования о выплате компенсации за:

Подавать претензию, а затем исковое заявление в суд следует как можно раньше, т.е. нужно торопиться с проведением экспертизы до момента проведения Застройщиком восстановительного ремонта.

Чтобы выиграть такой суд, необходимо будет противостоять штатным юристам Застройщика, которые, исходя из своего опыта, будут пытаться снять с компании ответственность или переложить её на другое лицо.

Часто у Застройщика получается отбиться от претензий при плохой подготовке потерпевшего лица к судебному разбирательству, отсутствии основных доказательств или слабой позиции.

Как поступить, если обнаружена серьёзная или неустранимая проблема?

ЕСЛИ ЗАЛИВ БЫЛ РАЗОВЫМ, а его причина легко устранима, то можно не волноваться за квартиру в новом доме и принимать её по акту, чтобы начать использовать, либо истребовать компенсацию убытков, если залив произошёл уже после приёмки квартиры в новостройке.

Если же из-за критического дефекта, допущенного в процессе строительства, Вы не можете использовать жильё по его прямому назначению, следует руководствоваться нормами статьи 7 п. 2 ФЗ № 214, которая позволяет требовать от Застройщика:

  • в разумные сроки бесплатно устранить возможные дефекты;

  • уменьшить начальную стоимость жилой недвижимости;

  • выплатить компенсацию за самостоятельное устранение неисправностей.

Подготовленную специалистами аргументированную претензию необходимо подкрепить или сметой на устранение дефектов (если они незначительные), или полноценным оценочным заключением.

Если договор с Застройщиком заключал Ваш умерший родственник, от которого перешла квартира, то виновник залива будет отказывать в выплате компенсации, убеждая, что Вы не подписывали никаких бумаг, а это значит нормы закона «О защите прав потребителя» на вас, якобы, не распространяются.

В таком случае следует обратиться к подпункту «а» пунка 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17, принятого 28.06.2012 года.

Что делать при обнаружении существенных недостатков?

ЕСЛИ ПОСЛЕ ПОДПИСАНИЯ С ЗАСТРОЙЩИКОМ передаточного акта заливы происходят из-за существенных недостатков, которые нельзя устранить без несоразмерных расходов, Вы можете отказаться от квартиры и потребовать возврата уплаченных за неё денег.

К примеру, Вашу квартиру залило по причине трещин в стене или дефектов в кирпичной кладке, от которых нельзя избавиться без проведения капремонта. В такой ситуации обращайтесь за помощью к экспертам, они точно определят причину и подготовят заключение с выводами, после чего Вы сможете отправить Застройщику письменную претензию.

Если Застройщик не может или отказывается устранить дефекты, Вы вправе потребовать возврата денег за квартиру вместе с процентами за каждый день их использования.

Подведём итоги

ЗАСТРОЙЩИК ОТВЕЧАЕТ ПЕРЕД ДОЛЬЩИКОМ за качество всего строения и отдельно взятой квартиры в течение 5-ти лет после подписания передаточного акта и сдачи объекта в эксплуатацию.

Для технологического и инженерного оборудования (отопления, вентиляции, санитарно-технических устройств (водопровод, канализация), лифтовое хозяйство, мусоропроводы, электрооборудование) этот срок снижается до 3-х лет.

Учитывая сроки действия гарантии, при определении виновника залива пользуйтесь следующими правилами:

Если помещение, в котором Вы проживаете, затопило из-за дефектов по вине Застройщика, то письменную претензию направляйте именно ему, а не в Управляющую организацию. Если Застройщик со своей стороны докажет, что причиной аварии была неправильная эксплуатация инженерного оборудования УК или жильцами дома, то взыскать ущерб со строительной компании не получится даже, если гарантийный срок обслуживания дома ещё не истёк.

Чтобы точно установить причину залива и виновное лицо, придётся проводить строительно-техническую экспертизу. После этого следует привлечь к работе эксперта-оценщика, который точно определит сумму ущерба, подлежащую выплате.

Вы имеете возможность взыскать с виновного лица не только реальные прямые убытки, нанесённые имуществу, но также судебные расходы, средства, которые Вы затратили на просушку помещения, на проведение противогрибковой обработки, на проведение строительно-технической и оценочной экспертизы.

Кроме морального вреда, у потерпевшего ещё есть право взыскать с Застройщика штраф в пределах 50 % от нанесённого ущерба в случае необоснованного отказа в удовлетворении претензии. В некоторых случаях можно получить от виновного лица предусмотренную гражданским законодательством неустойку.

Если были зафиксированы существенные и неустранимые недостатки строительных норм и технологий, которые привели к систематическим заливам квартиры, можно потребовать с Застройщика расторжения договора долевого участия и возврата денег за квартиру вместе с процентами за их использование.

Связаться с юристами, оценщиками и техническими экспертами Центра по заливам можно по телефону +79851378122, мессенджерам Whatsapp и Telegram, а также в социальной сети ВКонтакте.



Возврат к списку