+7 (985) 137-81-22

Затопило магазин с товаром что делать

НЕРЕДКО ОТ РАЗРЫВА ТРУБЫ горячего или холодного водоснабжения, прохудившейся крыши или же от забившейся канализационной системы страдают не только жилые помещения в многоквартирных домах, но и коммерческие, включая магазины или склады. От протечки приходит в негодность отделка в помещении, проведённая в нём электропроводка, а главное - находящийся там товар и оборудование.

Всё это приводит к крупным убыткам и потере предпринимателями реальной прибыли. Какие шаги необходимо предпринять, если затопило магазин, к кому в первую очередь обратиться, какие документы следует заполнить, как и с кого придётся взыскивать ущерб? Постараемся подробно разобраться в сложившейся ситуации.

Сообщите собственнику помещения о произошедшей аварии

Если затопило магазин и испортило товар, в первую очередь следует поставить в известность собственника здания или арендодателя, попросив приехать на осмотр залитого помещения. Сделать это можно письменно через курьера, через социальную сеть или же по телефону.

Строгой формы такое сообщение виновному лицу не имеет. Главное ­­­­­­­­­­­­– правильно описать ситуацию и выразить просьбу реализовать свои законные права и принять участие в составлении Акта о залитии.

Обратитесь в обслуживающую строение коммунальную службу

Это может быть УК (Управляющая компания), ЖЭК, ДЭЗ или же ТСЖ. Лучше всего, чтобы телефоны коммунальной службы были всегда на видном месте у руководителя магазина и его администратора.

Именно представитель УК обязан будет прибыть на место аварии, составить Акт о том, что залило магазин, а затем определить виновника происшествия. Если арендодатель помещения не вызвал коммунальщиков, то сделать это необходимо самостоятельно.

Позаботьтесь о правильном составлении Акта осмотра помещения

Как только сотрудник коммунальной службы устранил причину аварии, он осматривает помещение и обязан письменно зафиксировать факт протечки и намокания товара. Выдача Акта залития предусматривается «по умолчанию», но арендатору или собственнику магазина лучше официально письменно обратиться в УК с просьбой о составлении такого Акта.

Если затопило магазин в подвале или на первом этаже по вине Управляющей компании, то в соответствии с п. 152 Постановления Правительства РФ от № 354 от 6 мая 2011 года акт о залитии должен быть составлен в течение 12-ти часов после происшествия.

Если же авария произошла в Москве, то действует норма Постановления Правительства Москвы, которая независимо от виновника залива, обязывает УК составлять акт в течение 3-х дней после происшествия.

Без правильно составленного Акта Вы не сможете доказать в суде факт наличия аварии, виновное лицо, а также определить размер причинённых убытков. Чем подробнее в этом документе будут описаны события и поименованы повреждения, тем больше шансов максимально взыскать нанесённый магазину материальный ущерб.

Акт должен составляться комиссионно в присутствии одного из руководителей коммунальной службы и двух её специалистов. Если УК прислала на осмотр менее 3-х человек, необходимо отметить это в Акте и попросить её представителя подписаться под замечаниями (дело в том, что в итоговом документа часто фигурируют лица, фактически не участвовавшие в осмотре).

На осмотр помещения необходимо пригласить арендодателя или представителя собственника здания или помещения, в котором располагается магазин. Обязательно следует известить ещё виновное лицо, допустившее залитие товара, если это не сделали коммунальные службы. В противном случае виновник сможет оспорить сумму ущерба или поставить под сомнение достоверность Акта о заливе.

Конкретной формы Акта осмотра затопленного помещения закон не предусматривает, поэтому каждая УК может составлять документ по своему усмотрению. В большинстве случаев коммунальные службы не готовы подробно и детально описать залитый товар, ссылаясь, что обслуживают только здание и не имеют отношения к движимому имуществу.

Представитель коммунальщиков после осмотра магазина делает в Акте свои пометки. Если там не полностью указаны все испорченные вещи или товары, возникает необходимость составления Альтернативного акта о заливе, а к основному важно дописать замечания.

Важные пункты, которые необходимо отразить в Акте

КАК ПОКАЗЫВАЕТ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА, если затопило магазин, а товар испорчен водой или канализационными стоками, получить максимальную компенсацию можно только в том случае, когда в Акте уделено внимание трём важным пунктам (это необходимо и оценщику и юристу):

1. Нанесённые имуществу повреждения.

Обязательно проследите, чтобы все повреждения были описаны максимально правильно и точно. Следует обращать внимание на каждую мелочь, это поможет получить выплату, сопоставимую с реальным ущербом.

К примеру, в Акте указывают:

  • на потолке появились разводы размером 200 на 300 см;

  • в правом верхнем углу на стене обнаружено пятно ржавого цвета диаметром 70 см;

  • дверные коробки в административном помещении разбухли и двери не закрываются;

  • повреждён (потемнел и вздулся) ламинат в торговом зале на площади 20 кв.м.;

  • повреждён водой системный блок компьютера Sony KD-55A1, после чего он перестал работать, требуется техническая экспертиза;

  • не работают 3 розетки в подсобном складском помещении.

К словесному описанию сделайте фото - или видеоотчет, на котором будут видны все повреждения помещения в виде отделки и элементов интерьера, повреждённого товара и оборудования. Хороший оценщик сделает необходимые фотографии самостоятельно и включит их в оценочное заключение для суда.

2. Непосредственная связь между заливом магазина и полученными повреждениями.

С точки зрения суда не во всех случаях залив может стать причиной намокших коробок с продуктами. Связь между причиной и последствиями должна быть очевидной. Поэтому в Акте следует однозначно указать, что именно из-за залива магазину был причинён ущерб от намокания, который выражается в порче конкретных наименований товаров.

Характер повреждений должен соответствовать уровню воды и характеру её протекания (путям распространения). Например, залив, распространяющийся по полу, не может повредить товары, расположенные на высоких стеллажах, в теории, конечно.

3. Причина залива и виновное в аварии лицо.

Причина устанавливается в ходе осмотра магазина сотрудником Управляющей компании или собственника, который осматривает также помещение сверху, откуда текла вода, все эти обстоятельства отражаются в Акте.

Важно правильно рассчитать размер ущерба

ПОСЛЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИНЫ И ВИНОВНИКА ЗАЛИВА, которые указаны в Акте или отчёте независимой технической экспертизы (если потребовалось её проведение), необходимо оценить величину нанесённого товару ущерба через независимую оценочную экспертизу.

Заключение оценщика будет включать в себя не только стоимость повреждённого товара, но и восстановительного ремонта отделки помещений, замены предметов интерьера, пострадавшего от залива. Для объективной оценки воспользуйтесь помощью квалифицированного эксперта «Центра помощи по заливам».

Именно на основании заключения специалиста-оценщика можно будет обосновать материальные претензии к виновному в заливе лицу. Если с описанием материального вреда, который нанесён помещению, обычно проблем не возникает, то с испорченным товаром и особенно с вышедшей из строя техникой дело обстоит сложнее.

На потерпевшем лежит обязанность доказать, что на товар или на электробытовую технику не просто попала вода, но её попадание привело к утрате потребительского вида и работоспособности.

Технически сложную продукцию придётся сдать для обследования в сервисный центр, где мастера сделают конкретное заключение о причине выхода оборудования из строя. После этого эксперт составит заключение, в котором укажет:

  • какие конкретные товары и в каком количестве были повреждены;

  • какая неисправность возникла со слов руководства магазина;

  • какие неисправности были зафиксированы в сервисном центре и по каким причинам они могли произойти;

  • информацию о возможности проведения ремонтных работ или реставрации;

  • общую стоимость причинённых заливом убытков;

  • данные о квалификации эксперта, подготовившего заключение.

Оценка ущерба, который был нанесён обуви, продуктам питания, одежде или мебели происходит исходя из рыночной стоимости. В расчёт идут либо конкретные артикулы и модели товаров, либо их аналоги.

Об установлении виновника залива

ПОСЛЕ ФИКСАЦИИ ФАКТА АВАРИИ и установления суммы ущерба следует правильно определить виновное лицо – надлежащего ответчика (хотя правильнее это сделать уже до проведения оценки).

Часто без проведения независимой технической экспертизы этого сделать невозможно. Перед визитом эксперта нужно уведомить всех заинтересованных и причастных к заливу лиц.

Две трети всех протечек - это прорывы горячего или холодного водоснабжения а также труб отопления. Претензия Теплосетям или Водоканалу за залитие материалов в данной ситуации будет уместна, когда оказывающая услугу по водоснабжению или отоплению организация нарушила технические нормы при прокладке и подключении водопроводной системы, а также халатно их ремонтировала.

Виновником залива может быть и коммунальная служба, вернее – Управляющая компания, которая недобросовестно выполняет свои обязанности в процессе обслуживания систем отопления, водоснабжения или канализации.

Затопить магазин может ещё и проживающий сверху собственник жилого помещения, а также любая другая организация, к примеру, парикмахерская или фитнес-клуб. Это может произойти после неправильно проведённого ремонта сантехники или несвоевременно проведённого осмотра водопроводной или канализационной сети, а также вследствие строительных недостатков, допущенных Застройщиков.

Правильно подготовьте аргументированную претензию

ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ОТДЕЛКИ в подвале или магазине, то взысканием ущерба должен заниматься собственник помещения. Арендатор подключается к этому вопросу только если это прямо предусмотрено договором аренды или по прямому поручению арендодателя.

Собственник помещения может выдать доверенность директору магазина на представление интересов в отношениях с виновником залива как на проведение экспертиз, таки и на судебный спор.

Процесс взыскания ущерба начинается с предъявления досудебного требования. Составляется претензия по заливу в произвольной форме и единого топового шаблона закон не предусматривает. По традициям делового оборота в ней следует указать:

  • Ф.И.О. должностного лица и организацию, которую он представляет;

  • Ф.И.О. руководителя торговой точки и название магазина;

  • подробное описание ситуации с заливом;

  • обоснование законности требований;

  • ссылки на нормативные акты, устанавливающие ответственность виновника;

  • требование о выплате материального ущерба или натурального возмещения (ремонт, замена товара);

  • предупреждение об обращении в суд в случае невыполнения претензии;

  • реквизиты для перевода денежной компенсации.

Претензия составляется в двух экземплярах с приложением документов-обоснований. Это договоры аренды (субаренды) помещения, Акт залива магазина, составленный Управляющей компанией или собственником, заключение оценщиков по заливам о размере убытков, техническая экспертиза по установлению причин и виновника залива (если проводилась).

Один экземпляр вручается виновнику – будущему ответчику, второй экземпляр будет необходим для судебного разбирательства с целью приобщения к материалам дела. Претензия направляется нарочно (вручается под роспись), либо почтовым отправлением с обязательной описью вложения в конверт, чтобы осталось подтверждение отправки.

По тем же указанным традициям делового оборота и аналогией с законом «Об обращениях граждан» срок для рассмотрения претензии составляет 10 дней после её поступления. Если претензия не будет получена должником на почте, она будет возвращена отправителю по истечении 30 календарных дней.

Иск по заливу в арбитражный суд

ЕСЛИ ДОЛЖНИК ОТВЕТИЛ ОТКАЗОМ на претензию, либо вовсе проигнорировал требования, следует без промедления готовить обращение в Арбитражный суд, который рассматривает споры между юридическими лицами и предпринимателями.

Если же виновником залива является физическое лицо, то подавать иск следует в районный суд по месту нахождения объекта недвижимости, либо месту жительства ответчика.

Доверить составление искового заявления, его подачу в суд и полное сопровождение процесса Вы можете юристам нашего Центра помощи по заливам. Как правило, исковые требования рассматриваются судом в течение 5-6 месяцев.

Но если потребуется проведение судебной экспертизы по установлению причины залива и виновного лица, либо судебной оценочной экспертизы, то сроки рассмотрения дела могут затянуться.

Вместе с суммой возмещения материального вреда, причинённого отделке или товару, руководитель, арендатор или собственник магазина вправе взыскать с виновного лица:

  • уплату процентов от суммы ущерба в соответствии со ст. 395 ГК РФ;

  • компенсацию упущенной выгоды;

  • затраты на проведение независимой оценки и независимой технической экспертизы;

  • судебные расходы, включающие в себя уплаченную госпошлину и затраты на помощь юриста.

Обжалование судебного акта

ЕСЛИ РЕШЕНИЕ СУДА ВАС НЕ УСТРАИВАЕТ, его можно будет обжаловать в вышестоящем апелляционном суде в течение 30 дней с момента вынесения первоначального вердикта. Для этого необходимо указать, какие именно нарушения закона допустил суд первой инстанции и что не учёл судья при вынесении решения.

Исполнение судебного решения

ПРИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ ИСХОДЕ СПОРА судебное решение по заливу можно исполнить двумя способами. Для начала необходимо получить исполнительный лист, на выдачу которого может уйти продолжительное время (впрочем, в арбитражном суде с этим порядок).

Его можно будет предъявить непосредственно в банк, где находится расчётный счёт ответчика, или же направить судебному приставу-исполнителю.

Судебная практика по возмещению ущерба при заливе магазина даёт статистику, что большинство дел заканчиваются в пользу истцов, особенно если делом с самого начала занимаются профессиональные эксперты и юристы по заливам.

Мы установим виновное лицо, подготовим экспертное заключение, оценим нанесённый ущерб, составим и подадим претензию и судебный иск, а после завершения процесса добьёмся исполнения решения суда и выплаты полной суммы материального ущерба, который был нанесён вашему магазину после залития.

Подписывайтесь на нас ВКонтакте, изучайте экспертную и судебную практику, получайте бесплатные рекомендации по перспективам решения своего спора о заливе (привилегия наших подписчиков). Телефон для связи +79851378122 – к номеру подключены WhatsApp и Telegram



Возврат к списку